Єдина країна
Быть свободным – это ничто, стать свободным – это все! Карл Людвиг Бёрне

Кажуть розумні люди...

Дивись на життя веселіше: наступив на граблі – насолоджуйся феєрверком!

Как снимали фильм "Гостья из будущего"
04.08.2015 г.

Алиса из фильма Гостья из будущегоВ этом году исполняется 30 лет, как на телеэкраны вышла многосерийная детская кинолента "Гостья из будущего", снятая режиссером Павлом Арсеновым по мотивам произведений писателя-фантаста Кира Булычева "Сто лет тому вперед".

Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16:05.

Режиссер Павел Арсенов всегда снимал серьезные взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займется фантастикой для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссером Ричардом Викторовым, снявшим "Москву-Кассиопею" и "Через тернии к звездам". Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычевым, автором книги "Сто лет тому вперед" о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история "Гостьи из будущего".

съемки кинофильма Гостья из будущего

Фотопробы на роль Алисы Селезневой

Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой
Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой
Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой Фотопробы юных актрис на роль Алисы Селезневой

На роль Алисы пробовались много красивых юных дарований, а Наташу Гусеву, как часто бывает, заметили случайно. Она пришла в студию с подругой, чтобы увидеть своего любимого писателя-фантаста Булычева, но когда режиссер заметил девочку, сразу решил: "Это наша Алиса!"

Алиса Селезнева

Алиса в книгах Булычева — ищущая приключений, бойкая, яркая. Наташа же, наоборот — стеснительная и немного зажатая девочка, даже во время съемок ребята часто "затирали" ее в толпе, и Арсенову приходилось напоминать кто тут главная героиня. Но неземной взгляд Наташи и ее загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос "Какой твой год рождения?" она так волновалась, что по ошибке сказала "1872-й". Арсенов засмеялся и сказал: "Так ты у нас гостья из прошлого".

Остальных актеров выбрали среди школьников. У некоторых из них уже был актерский опыт, например, Алеша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в "Ералаше".

юные актеры-школьники фильма Гостья из будущего

Фильм снимался трудно. В его успех почти никто не верил. Студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на "создание" Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И, все-таки, фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.

режиссер фильма Гостья из будущего

Книгу "Сто лет тому вперед" Кир Булычев написал еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов начал снимать фильм по книге в 1983 году, закончив съемки в 1984 году. Кстати, за те 2 года, что снималась "Гостья из будущего", дети-актеры немного подросли, и это можно увидеть в картине.

Гостья из будущего, Алиса и Оля

Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, присмотритесь — пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору — потому что этот эпизод снимался уже через год.

Гостья из будущего, Оля Грибкова и Алиса Селезнева

"Прекрасное далеко" встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне киностудии им. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация была небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.

машина времени

Для освещения коридоров "будущего" обошлись стандартными лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля — получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

институт времени

Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения — макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

Вертер и Коля у Института Времени

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке совмещали с нижней частью декорации. "Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с "масками", то есть снимали одну часть изображения, а потом "впечатывали" другую. Нужно было также совмесщать свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины", — вспоминает Ольга Кравченя.

ворота космопорта.

Для создания "космической" атмосферы внутри космопорта решили использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. Съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

Космопорт, Павел и Полина.

Космозоо снимали в Ботаническом саду, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх — уж больно природа подходящая, экзотическая. Однако из-за продолжительной непогоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями "автобуса" с мгновенной телепортацией.

Космозоо

Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым — открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли.

Гостья из будущего, кино, съемки

В Адлере, где планировали многое снять, но в итоге сняли только эпизод на стадионе, режиссер заставлял ребят по-настоящему тренироваться, бегать и прыгать. Он очень переживал, чтобы у его подопечных не было проблем с учебой, и ежедневно по 3 часа отводил на уроки. Все должны были сидеть в номерах и заниматься. Вот только Арсенов не учел, что балкон был общий, и занятия у детей проходили на свежем воздухе. Без учебников... :)

ученики на отдыхе от съемок

С миелофоном было сложнее. Устройство, из-за которого заварилась вся "каша", толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее "кристаллического миелофона".

Алиса и миелофон.

Гораздо сложнее силами киностудии было сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной "сказочной" фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Что-то пришлось делать на заказ, а для оформления пульта сгодился кубик Рубика. Почему именно он? Да просто потому, что в 1980-е венгерская головоломка была необычайно популярна.

машина времени

С машиной времени связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Помните молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени? Все это делалось вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц.

путешествие во времени из фильма Гостья из будущего

Знаменитое ветхое здание, в подвале которого в наши дни находилась машина времени, нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное помещение полностью представляет собой построенную в павильоне декорацию. Стены расписали африканскими мотивами, добавляя налет таинственности, колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали.

подвал дома с машиной времени из фильма Гостья из будущего

Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов "Гостьи из будущего" стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но очень дорогим реквизитом. В Литве их изготовили 5 штук, каждый флип стоил около 5000 рублей — солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие "Жигули".

летающий флип

Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница "Космос". Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона, хотя на некоторых кадрах фильма проволока поблескивает в лучах солнца :)

флипы для фильма Гостья из будущего

Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливались в кузове грузовиков на специальных конструкциях с торчащими по бокам машин брусами. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, ехавшими рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны резкие покачивания — так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок грузовик с флипом ободрал ехавшие навстречу "Жигули" — пришлось заплатить штраф 200 рублей.

флип на грузовике

По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все — и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили.

Вячеслав Невинный на съемках фильма Гостья из будущего

А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта.
Весельчак У и Крыс

Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране робота Вертера — герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Зачем изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего? Плюс, разумеется, костюм, парик и грим.

Вертер и Полина в Институте Времени

В сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом "поджигал" себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. К слову, лазерные лучи — обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми "бластерами" в руках Крыса и Весельчака У.

Робот Вертер

В буквальном смысле тяжелую ношу пришлось нести Алексею Фомкину, неподражаемому Коле Герасимову. Помните четвертую серию, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высокую даму в огромных темных очках? Исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алексей Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили шагать по улице.

высокая Алиса в длинном плаще

Вот что об этом рассказывает Наташа Гусева...

Для съемок эффектного 6-метрового прыжка в длину на уроке физкультуры Наташу учили правильно разбегаться. Девочка должна была перепрыгнуть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Юная актриса потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора, но к счастью, все обошлось.

прыжок Алисы на 6 м 20 см

А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочка-каскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед "ударом" троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент "столкновения", поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, если вы внимательно посмотрите, то увидите и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги.

Алиса попадает под тролейбус

Таких "киноляпов" в фильме немало. Например, съемочной группе не понравилось каким получился эпизод в Космозоо, когда Алиса пытается прочитать мысли крокодила. Хищника смастерили из пенопласта и, в принципе, он был очень похож на настоящего аллигатора. Но водолазы, управлявшие макетом, недостаточно глубоко опустили его в воду. Было видно, что это ненастоящий крокодил, да еще слишком легкий, плавающий на самой поверхности. Особо внимательные зрители могут даже рассмотреть водолазов.

ненастоящий крокодил в Космозоо из фильма Гостья из будущего

С Космозоо связано много забавных моментов. Актеру Игорю Ясуловичу приходилось приманивать козла Электрона сигаретами. Козел бегал за пачкой, как на веревочке, и с удовольствием жевал табачные изделия.

козел из фильма Гостья из будущего

По сценарию в сцене похищения миелофона пираты должны были столкнуть Алису в пруд к "крокодилу". Но вода в пруду была слишком холодной, и от сцены отказались, опасаясь, что Наташа может простудиться и сорвать график съемок.

съемки фильма Гостья из будущего

В сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из фильма "Джентльмены удачи". По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не попал.

Алиса, Оля и физруки

В одногом из интервью уже у взрослого исполнителя роли Бори Мессерера спросили, хотел ли бы он жить в будущем, показанном в фильме. Актер ответил: "Вопрос поставлен некорректно. Жить в этом мире невозможно, потому что он настолько нереальный... Было ясно даже в 1984 году, что изображаемое в фильме — не футурология, а какой-то абсолютно стерильный мир, нужный только для воплощения определенных идей. Он нечеткий и нереальный. Как будто в центре фокус, а по краям все расплывается... Этот мир носит, к сожалению, на мой взгляд, некий отпечаток утопий 60-х годов, из той же серии, что и Стругацкие. Кругом там наука, научно-технический прогресс рванул, маленькие дети занимаются наукой. А сейчас мы видим, что наука и у нас, и за границей совершенно не имеет тенденции к занятию ею того места, которое мечталось Булычевым и другими. Реальность состоит в том, что 85% интересуются не серьезными вещами, а всякой дребеденью. А остальные так завалены жизненными проблемами, что больше ни на что времени не остается".

 
« Попередня   Наступна цікавинка »